logo

Горькая память Ржевской высоты: тех, кто был дорог, искать будут всегда

IMG_2560.JPG

В одну из недавних командировок в Дмитрову Гору разговорились с главным инженером ООО «Ручьевское» Андреем Никитиным на предмет неразорвавшихся боевых снарядов, которые находят механизаторы при вспашке полей в Ржевском районе. Решили, что приедем с фотоаппаратом специально по этому поводу, посмотреть находки времен Великой Отечественной.

IMG_2792.JPG

  - Земли здесь суглинистые, болотистые  – говорит Андрей Никитин. – Снаряды, падая сверху, входили в почву как в масло. Поэтому многие и не разрывались. Земля имеет свойство «выталкивать» такие предметы на поверхность, чиститься, что ли. Сейчас такого рода «находки» - обычное явление. Есть много армейских касок, противогазов, военной обуви и взрывоопасных предметов. Мы и МЧС сюда приглашали, и саперов, они здесь соответствующие мероприятия проводили. Но поля эти в войну приняли в себя такое количество смертоносного металла, что до сих пор  нам его «возвращают».

IMG_2678.JPG

Останавливаемся у небольшой траншеи. Чуть ковырнув, замечаю блеск каких-то стекол. Оказалось, противогаз. Резина на маске местами разложилась, но шланг и баллон с фильтрами практически целые. 

 - Скорее всего, немецкий, - говорит Николай Тарнавський, агроном ООО «Ручьевское». –  Добротно сделан, поэтому и сохранился хорошо.

Из этого же раскопа вытаскиваем на поверхность ботинок, по форме подошвы и особым квадратным гвоздям на каблуке понимаем, что немецкий. Рядом с ним лежит родимый «кирзач», который ни с чем другим не перепутаешь. Чуть глубже – каска, скорее всего, наша. И подобных находок здесь море, практически на каждом шагу. При виде всего этого берет невольная оторопь: каждый сапог, каска, противогаз – это чья-то оборванная жизнь. Сколько же еще неизвестных солдат той войны лежат в этих полях, если до сих пор каждый год поисковики снова находят погибших?...

IMG_2690.JPG

Чуть поодаль слышен разговор группы людей. Подходим, знакомимся. Ребята из Москвы, поисковый клуб «Победа». За 3 дня работы нашли трех советских бойцов: двух - на Красном Овраге, одного – на Горбово. К сожалению, солдатские медальоны, что были при них, оказалось не читаемы.  Один был расколот, а другой - солдат переделал под мундштук. Ребята занимаются поисками уже несколько десятков лет. Каждый год, 22 июня, в день начала войны, тех бойцов, личности которых удалось установить, торжественно перезахоранивают на ржевском Мемориале Славы.

IMG_2707.JPG

- В прошлом году, - говорит Александр Шабловский, командир поискового отряда, - мы нашли медальон рядового Яковлева Александра Петровича. На торжественное перезахоронение в Ржев приехали из Оренбурга его дочь, внук и правнук.

 - Почему в одних и тех же окопах находятся вместе и советские и немецкие солдаты?

 - Деревни Полунино и Образцово штурмовали « в лоб» несколько месяцев. Бывало такое, что они переходили из рук в руки несколько раз в день. Официально здесь было «положено» около 13 тысяч человек. По неофициальным данным – гораздо больше. Бывает такое, что наши и немцы лежат в земле один на другом,  и разделить их сегодня уже не возможно.

 - Вы занимаетесь поисками в свои отпуска, в свободное от работы время. Сегодня это сложно, накладно, в конце концов, не особо престижно. Зачем вам все это?

- У каждого из нас на той войне кто-то погиб, пропал без вести. А вдруг удастся найти? Что касается других, знаете, когда видишь глаза родственников и слышишь слова благодарности за обретенного вновь родного человека, понимаешь, что тех, кто был дорог, искать будут всегда.  У любви нет срока давности.

Да, будут. Это подтверждает и Фаина Воробьева, руководитель краеведческого музея в деревне Полунино. Еще в 1988 году,  для увековечивания памяти павших, учительница местной школы Анастасия Михайловна Калошина начала собирать экспонаты и фотографии той поры. Она занималась перепиской с родственниками, встречала приезжающих. Позже это оформилось в музей. Получилось так, что деревня оказалась на пути Калининского фронта, который освобождал эту территорию от фашистов. Войти в деревню можно было только с севера, откуда она была основательно укреплена немцами. Это был кратчайший путь на Ржев. Со всех остальных сторон Полунино  было окружено болотами. Немцы укрепились здесь основательно, а Калининский фронт, наступая, был голодным и раздетым.

IMG_2776.JPG

- К нам приезжал сын погибшего бойца, - вспоминает Фаина Викторовна, - он рассказывал, что именно отсюда отец прислал три письма. В первом и втором он говорил о том, что шли они  голодные и без оружия – одно на троих. Третьей – уже пришла похоронка. Только за несколько дней августовских  боев в ходе Ржевско-Сычевской наступательной операции погибли почти 2 тысячи человек. Она началась в конце июля и закончилась в конце августа 1942 года. По словам Фаины Викторовны, на полунинском Мемориале захоронено 12,5 тысяч человек. - Ветераны же, продолжает руководитель музея, - пишут в своих письмах, что отступая от Ржева, они оставили две могилы по 13 тысяч павших. И есть еще одна городская  могила у памятника Неизвестному солдату. Такое огромное количество людей погибло на таком небольшом клочке земли потому, что стояла особо важная задача: необходимо было оттянуть немецкие войска от Сталинграда, чтобы там обеспечить наш успех.

IMG_2765.JPG

Погибло здесь очень много танкистов. Тогда воевали «Т-34», «КВ» (Клим Ворошилов) и иностранные танки, которые заправлялись бензином. Из-за этого, при попадании в них снаряда, они мгновенно воспламенялись. Экипаж не успевал выскочить из машины и чаще всего сгорал заживо. А знаменитая «высота – 200», о которой идет речь во фронтовых мемуарах и воспоминаниях, на самом деле, не огромная гора, а небольшой бугорок. Но с этого бугорка весь Ржев – как на ладони. Вот за эту стратегическую высоту и было отдано столько жизней. 

IMG_2750.JPG

Вглядываюсь в лица с музейных фотографий. Двадцатилетняя Аня Корабанова, санинструктор 429  стрелкового полка.  Вынесла на себе с поля боя под Галаховым 150 раненных . Погибла. Экипаж танка во главе с командиром В. Шестирко.  Прямо, как в песне: «Три танкиста, три веселых друга, экипаж машины боевой!»  Молодые, красивые, улыбающиеся. Погибли.

И еще много таких фотографий, писем, дневников людей, для которых бой под Ржевом стал последним. Уже нет в живых их родителей, большинства вдов и вдовцов. Состарились их дети, выросли и возмужали их внуки и правнуки. Эта война уходит в прошлое. Но не память. У нее тоже нет срока давности.

Дата публикации: 13.05.2014
Служба по связям с общественностью и СМИ
Обратная связь
ФИО*
E-mail*
Телефон*
Примечание
Записаться на стажировку
Фамилия*
Имя*
Отчество
Место проживания*
Прикрепить резюме (DOC, PDF, не более 2 МБ)
E-mail*
Телефон*
Ссылка на аккаунт в социальных сетях
Образование*